О кинолентах Статьи Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

Нет комментариев 23:54



AliExpress WW

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова Российское кино 13 августа 2025 10:34

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

Покерист и математик переворачивает правила российского артхауса, снимая кино быстрее (и дешевле), чем другие пишут сценарии. 

Бывают сны, в которых камера — это глаз, а монтаж — дыхание. Если прислушаться, в них звучит голос Романа Михайлова… Он пришел в кино из математики, но вместо формул начал складывать кадры в притчи. Его фильмы — не про спецэффекты, а про тихие озарения. И вот 14 августа зрителей ждет одно из них: в прокате стартует «Надо снимать фильмы о любви» — мокьюментари о работе в Индии над другой картиной Михайлова «Жар-птица». А параллельно на START продолжает выходить его «Путешествие на солнце и обратно» — криминально-сновидческая баллада о любви и судьбе в 90-х. В каждом из проектов участвуют (и кажется, почти без гонораров) востребованные актеры: звезда оскароносной «Аноры» Марк Эйдельштейн, Мария Мацель из «ЮЗЗЗа», Чингиз Гараев из «Слова пацана» и многие другие. Они, словно путешественники, переходят из одной картины в другую, лишь бы оставаться в этой странной, гипнотической вселенной, которую создает Роман Михайлов.

Как так вышло, что режиссер, которого еще недавно знали только фестивальные завсегдатаи, вдруг собрал первый зал «Октября» на пятичасовой эксперимент «Путешествие» с тремя антрактами? И почему Михайлов — главное открытие российского авторского кино последних лет. Давайте разбираться.

Пробует всё — и всё получается

Михайлову 46, но создается впечатление, будто он прожил несколько разных жизней. Первый Роман Михайлов — математик: выпускник мехмата МГУ, доктор физико-математических наук, профессор РАН, который нашел решения ряда открытых проблем алгебры, преподавал в СПбГУ и читал лекции в других странах мира.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Поедем с тобой в Макао» (2023)

Эти же аналитические способности породили другого Михайлова — покериста «предпрофессионального уровня» (как он сам себя скромно определяет). Достаточного, однако, чтобы играть с профессионалами и зарабатывать, а также предаваться лудомании ровно настолько, чтобы позже убедительно исполнить роль отца-игрока в своем пятом фильме «Поедем с тобой в Макао».

Третий Михайлов — писатель, автор философской трилогии «Равинагар», «Изнанка крысы» и «Антиравинагар», сборников рассказов «Ягоды» и «Праздники» и других произведений. В 2021 году Роман Михайлов получил престижную премию Андрея Белого в номинации «Проза» за роман «Дождись лета и посмотри, что будет», ставшего основой для нового сериала «Путешествие на солнце и обратно». Загадочный друг Д.М. сильно впечатлился книгой и решил профинансировать ее экранизацию. Так зрители смогли увидеть киновоплощение этой истории, созданное самим автором и его съемочной группой.

Четвертая ипостась — театральная. Около пяти лет он проработал в петербургском Morph’е как режиссер-драматург-актер-танцор. Его спектакли шли на сценах БДТ, Мастерской Петра Фоменко, РАМТ и в провинциальных театрах, где важнее громких имен был эксперимент. А «Сказка про последнего ангела», поставленная Андреем Могучим по рассказам Михайлова в Театре наций, получила в 2021 году премию «Золотая маска».

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Сказка для старых» (2022)

Кино стало закономерным этапом этой биографии-коллажа. Дебютный полный метр «Сказка для старых» (2022) — сюрреалистичная криминальная притча, снятая вместе с актером Федором Лавровым. После чего новые фильмы стали появляться с почти математической периодичностью. Восемь завершенных работ (включая мини-сериал) за три года и две идеи на стадии реализации — «Песни джиннов» из индийского цикла («Надо снимать фильмы о любви», «Жар-птица») и таинственный проект о танцорах.

Это всё о нем

Но есть факт из биографии автора, который звучит особенно откровенно. Он жил в разных религиозных общинах, в одной из которых практиковались публичные исповеди. После этой практики все расходились «очищенными», будто заново рожденными. Михайлов говорит, что его кино — такой же ритуал. Камера проникает на съемочную площадку, которая становится своеобразным кругом, где герои (а через них — и сам режиссер) обнажают свои самые потаенные раны. Зрительный зал превращается в общину, которая вместе проходит через этот болезненный, но целительный акт.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Путешествие на солнце и обратно» (2025)

Пожалуй, самым исповедальным проектом Михайлова стал сериал «Путешествие на солнце и обратно» — подлинный opus magnum, в котором сплелись все грани его авторского языка. Тонкая игра света и тени, нервный ритм рваного монтажа, джамп-каты, будто выхватывающие моменты из потока памяти, — все это не просто стилистические приемы, а часть личной мифологии. Здесь — лейтмотивы его творчества: сказки, музыка, карточные игры, танцы, даже намеки на Индию в репликах бандитов. Здесь — его прошлое: у каждого героя есть прототип из юности Михайлова. Некоторых из этих людей уже нет в живых — их забрали жестокие 90-е с их криминальными войнами и первым опытом запретных экспериментов. Но теперь «голоса» друзей останутся в сериале, как запечатленное эхо.

В «Надо снимать фильмы о любви» и «Отпуске в октябре» режиссер размышляет о самой сути кино, которая его тоже сильно занимает, — о той редкой магии, когда процесс съемок превращается в коллективную медитацию. Ведь «главное в жизни — найти своих и успокоиться», — кажется, он нашел. Его «секта» (как сам режиссер с иронией называет команду) держится на двух столпах: продюсер Юлия Витязева и FT Production (творческий тандем, напоминающий балабановский союз с Сельяновым и СТВ). Именно Витязева на старте финансово поддерживала его неочевидные проекты. Ядро этой «общины»: Федор Лавров, Кирилл Полухин, Олег Чугунов, Евгений Ткачук и еще несколько талантливых актеров — те, кто способен дышать в одном ритме с Михайловым. «Важно иметь арт-группировку, которая может создавать свою вселенную», — объясняет он. Эта вселенная продолжает расширяться (в том числе и яркими камео рэпера Хаски или кинокритика Василия Степанова), сохраняя притяжение к ее центру — самому Михайлову.

90-е, но другие

Неслучайно всплывает в памяти Алексей Балабанов. Ведь у обоих режиссеров есть своя творческая симфония с оператором: у Балабанова — легендарный тандем с Сергеем Астаховым, с которым они вместе сняли «Брата» и «Мне не больно» — мелодраму, подарившую нам ту самую фразу про «своих». У Михайлова сложился не менее органичный союз с Алексеем Родионовым (ирония судьбы: полный тезка оператора «Иди и смотри»), с которым он снял все картины. Эта связь поколений становится еще более символичной, ведь фрагменты советского кино в «Отпуске в октябре» были сняты на камеру, с которой Астахов работал над балабановской «Войной».

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Снег, сестра и росомаха» (2022)

Но главное — как оба режиссера осмысляют 90-е. Балабанов создал «героя времени» (в лермонтовском понимании) Данилу Багрова, одиноко противостоящего новому миру. Михайлов в «Путешествии на солнце и обратно» считает своей задачей не просто зафиксировать события эпохи, а поймать ее неуловимое дыхание — тот самый «дух времени», который невозможно свести к криминальным хроникам или ностальгическим клише.

Всё на «свои»

Фильмы Михайлова — это подлинно независимое кино: ни копейки от Минкульта, ни рубля от Фонда кино. Первые короткометражки и нереализованные проекты (например, «Маски») Роман снимал на личные сбережения — эти опыты стали для него настоящей школой как для режиссера. На дебютную «Сказку для старых» денег уже не было, и удалось ее завершить благодаря Федору Лаврову, зато получилось «настоящее сотворчество, которое не придавлено продюсером, капиталом и поиском успеха».

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Наследие» (2023)

Сегодня, когда к Михайлову все чаще обращаются крупные продюсеры, он сознательно выбирает прежний путь. Новые проекты финансируются за счет скромных доходов с платформ и частных инвестиций, которые не требуют художественных компромиссов. Большие бюджеты его не прельщают: в этой принципиальности — весь Михайлов, режиссер, для которого свобода важнее размаха.

На границе сна и яви

Михайлов — редкий режиссер-исследователь, постоянно обновляющий киноязык. Его работы погружают в особое состояние между сном и реальностью благодаря сплаву живописных приемов и нарративных экспериментов, где каждый кадр дышит зыбкой магией между явью и грезами. В «Путешествии…», например, герою Чугунова являются во снах призраки погибших друзей, размывая границы между мирами. «Кино — это передаваемая галлюцинация», — считает Михайлов. Поэтому свет в его фильмах ведет себя по особым законам: резкие тенебристские контрасты внезапно смягчаются солнечной дымкой, будто изображение вот-вот растворится, как мираж.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Отпуск в октябре» (2023)

Критики часто ищут в его работах отголоски алхимика грез Линча — тот же красный бархат и чарующую певицу в «Отпуске в октябре», но Михайлов мастерски ускользает от прямых сравнений, превращая свои отсылки в игру со зрителем. Настоящая же магия происходит в «Жар-птице», где театральные подмостки волшебным образом превращаются в индийские пейзажи, предлагая героине (и зрителю) болезненное, но необходимое путешествие через иллюзии к принятию.

Сказка — ложь, да в ней намек

Деревенское детство у бабушки, впитавшее народную мудрость, навсегда сделало Михайлова сказочником нового типа. Его кинематограф пронизан фольклорной логикой, где простота формы обманчива, а за каждой бытовой историей скрывается мощный архетипический сюжет.

Режиссер признается: сказки — его главная литературная любовь. Михайлова завораживает их лаконичная структура, где ритм событий, характер персонажей и магия предметов выверены как математическая формула. Неслучайно свои прозаические «Ягоды» он называет сказками, а кинодебют озаглавлен «Сказка для старых», будто намеренно стирая границы между взрослой реальностью и детским мифом.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Надо снимать фильмы о любви» (2024)

В «Путешествии…» эта поэтика достигает апогея: герой Чугунова находит в детских книжках собственное отражение, будто его жизнь задолго до рождения была записана в фольклорном коде. А появляющийся в кадре алый конь — не просто отсылка к солярному символу, а та самая нить Ариадны, что ведет сквозь темноту. Михайлов будто шепчет: даже когда мир поглощает метафизическая тьма, тянуться к солнцу — единственно верный ритуал выживания.

Режиссер, который придумал свои правила

Роман Михайлов создает не только фильмы, он предлагает альтернативную философию существования в мире кино. Его жизненный код противоречит всем законам индустрии. Он игнорирует светские рауты, смеется над своими потрепанными кроссовками и отвергает логику «больше бюджета — лучше кино». Его униформа — спортивный костюм, словно вызов глянцевым пиджакам кинобомонда.

Он откровенен до беспощадности (вспомним истории о сектантском прошлом), но в то же время редко дает интервью. Критику воспринимает как личную драму, хотя его зрители чаще влюбляются в его кино, чем спорят с ним.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

«Жар-птица» (2024)

Он никогда не отдыхает. Его феноменальная скорость работы — не одержимость, а удивительная творческая плодовитость и страх: вдруг это «наваждение» исчезнет? Телеграм-канал Михайлова стал зеркалом этой неугасающей энергии: сегодня — манифест об уходе из кино, завтра — кастинг в новый проект, послезавтра — уже съемки фильма о танцорах.

Так и живет Михайлов — на разрыв между математической точностью и поэтической свободой, создавая кино, которое становится лекарством от обыденности. И кто знает, какие еще лики Михайлова откроются нам в скором времени.

Из математики в кино: в чем феномен инди-режиссера Романа Михайлова

Ольга Корф Теги: Российское кино Сказка для старых Снег, сестра и росомаха Поедем с тобой в Макао Отпуск в октябре Наследие Жар-птица Надо снимать фильмы о любви Песни джиннов Роман Михайлов Федор Лавров Кирилл Полухин Олег Чугунов Евгений Ткачук Хаски Алексей Балабанов Марк Эйдельштейн Мария Мацель Чингиз Гараев

Источник

AliExpress WW

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Затерянные в золотом фонде: 8 советских шедевров, которые вы еще не виделиЗатерянные в золотом фонде: 8 советских шедевров, которые вы еще не видели

|Нет комментариев | 05:06


Затерянные в золотом фонде: 8 советских шедевров, которые вы еще не видели Советское кино Подборка 20 августа 2025 08:32 От киноавангарда 1920-х до перестройки. Путевка в жизнь (1931) В холодную

Гомерически смешное зрелище: критики тепло приняли новый «Голый пистолет»Гомерически смешное зрелище: критики тепло приняли новый «Голый пистолет»

|Нет комментариев | 23:54


Гомерически смешное зрелище: критики тепло приняли новый «Голый пистолет» Отзывы Комедия Зарубежные фильмы 31 июля 2025 17:11 Тот самый бесстыдный юмор возвращается. На этой неделе в зарубежном прокате стартует криминальная